Первые слова для малыша

Малыш начинает общаться с мамой еще до рождения. Тихонько стуча ножками и ручками маме в живот, он требует от нее кушать меньше острой пищи или сделать звук музыки тише. Первое обращение крохи к миру — это его громкий плач после появления на свет. Так он очищает свои легкие, и первый раз заставляет работать свои голосовые связки. А уже в течение следующих первых трех месяцев жизни он будет с помощью плача общаться с родителями. Часто спустя пару дней после родов мамы по плачу малыша начинают понимать, что конкретно нужно малышу.

Сроки и темпы овладения речью для каждого ребенка разные и во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни. На седьмом-восьмом месяце жизни ребенок начинает понимать многие слова. Малыш уже умеет находить предметы глазами. Если родители спрашивают: «Где часы?», он ищет глазами часы и останавливает глазами на нем взгляд. А уже к концу первого года жизни дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с движениями. Стоит родителям только сказать «ладушки-ладушки», он тут же весело хлопает в ладоши, а если кто скажет » до свидания», он машет рукой. В конце первого года жизни большинство детей делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Девочки начинают говорить первые слова раньше — на восьмом месяце, мальчики в возрасте одного года.

Последовательность развития речи малыша в остальном состоит из следующих фраз:
В возрасте 9,5 месяца до 1 года 6 месяцев малыш произносит без труда слова: ма-ма, папа, ба-ба, дя-дя, те-тя, ням-ням и им подобные. В этом возрасте они также подражают, произнося следующие слова: ав-ав, как гавкает собака, тик-так, как тикают часы, му-му, как мычит корова и тому подобные. Все существительные они употребляют в именительном падеже и в единственном числе. Психологи установили, что в этом возрасте дети должны произносить как минимум 4 слова, а как максимум -232.

В возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев ребенок пытается связать два слова в одну фразу, например: «мама, дай», «иди, иди», «дай-дай» и другие несложные выражения, которыми он доводит до взрослых свое желание.

Первые слова для малыша

В возрасте 1 года 10 месяцев словарный запас ребенка должен составить не менее 300 слов. В этом возрасте уже появляются формы множественного числа, союзов нет. В этот период дети начинают интересоваться всем, что их окружает, часто спрашивая взрослых: «Что это?»

Если ребенок к двум годам, понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослых и находит по названию многие вещи, но говорит очень мало слов, то поводов для беспокойства у родителей нет. Такой ребенок рано или поздно заговорит. А вот как рано он заговорит, во многих случаях зависит от родителей. Если они организуют ему хорошие условия жизни, играют с ним, проводят много времени, общаясь с ним, то к великой их радости уже в восемь-девять месяцев многие дети начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова. Например, родители, играя с ребенком и показывая на игрушку, говорят: «Скажи машинка или скажи кукла», то ребенок, подражая им, повторяет эти слова.

Иногда подражание детей может носить отсроченный характер: малыш повторяет слово лишь спустя некоторое время, когда уже родители забыли о том, что учили его этому слову. Постепенно необходимо учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками. Попросите малыша показать пальчиком изображения игрушек или животных, пусть он подражает вам, повторяя за вами, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке. Общение малыша с родителями не должно происходить лишь на эмоциональном уровне. Родители не должны ему создавать условия, когда он может обходиться и без речи. Ведь часто задержка речи у ребенка связана именно с тем, что многие родители удовлетворяют абсолютно все потребности малыша, угадывая его желания по первому взгляду и звуку.

Чтобы ребенок по своей инициативе начал говорить, прежде всего, у него должна возникнуть потребность в общении. Например, если он просит игрушку, показывая пальцем, не стоит сразу ему подать игрушку, сделайте вид, что вы не понимаете его просьбу и попросите его назвать, что он хочет. Только тогда, когда вы подскажете ему необходимость общения, у ребенка возникнет желание назвать этот предмет и произнести необходимое слово.

Лингвисты утверждают, что начиная с трех-четырех лет ребенка лучше всего начинать учить иностранным языкам, в этом возрасте они легче усваиваются. Если родители сами будут доносить ему речь на том языке, какому хотят учить ребенка, то малыш моментально перенимает правильное произношение. При этом дети в таком возрасте не испытывают практически никакой нагрузки, зато вырастают более умственно развитыми, чем их сверстники, которые знают только один язык.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.

Как развивается речь ребенка до года

Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.

До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».

Возможные нарушения

В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:

  • Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
  • Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
  • Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
  • Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
  • Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
  • Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
  • Задержка речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи.

Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.

Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:

  • к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
  • отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
  • кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
  • детский лепет остается до 2 лет;
  • малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.

Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.

Как развивать речь ребенка в 1 годик

В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.

Игры для развития речи

В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.

  • Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
  • Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
  • Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».

− «Как говорит коза?»

− «Как говорит лягушка?»

Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.

Советы логопеда

Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
  • Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
  • Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
  • Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
  • Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
  • Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
  • Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.

Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.

Первые слова для малыша

Первые слова для малыша Ребенок начинает общаться с мамой еще до рож­дения. Ножками и ручками он отбивал азбуку Морзе, требуя от вас есть помень­ше острого или сделать звук потише. После рожде­ния ситуация меняется: к движениям крохи добавля­ются мимика и речь. Поначалу его лепет понимаете только вы. Но ежедневные занятия способствуют развитию артику­ляционного аппарата маленького человека и увеличе­нию его словарного запаса.

Слово за слово

Вашему карапузу предстоит многому научиться: раз­работать легкие, натренировать язык, губы и щеки. А чуть позже — произносить звуки, запоминать слова и понимать, что они значат. Это займет немало времени. Пусть же учеба принесет удовольствие и малышу, и вам. Начинайте тренировки с первых дней жизни, и ре­зультат не заставит себя ждать!

1 месяц

Первое обращение крохи к миру звучит для вас как ; плач. Еще бы, такие перемены в жизни просто необхо­димо прокомментировать! Но его крик — это всего лишь способ прочистить легкие и заставить работать голосовые связки.

Впоследствии плач ребенка будет означать «пере­одень меня», «пора обедать», «не могу достать игруш­ку», «мама, куда ты ушла?», «сам не знаю, чего хочу» Уже через пару дней после родов вы без труда начнете понимать, что конкретно нужно малышу. А значит, пе­рестанете паниковать при каждом его крике.

2-4 месяц

У крохи начался период песен. Он выводит: «А-а», «О-о», «Э-э», «У-у». Иногда — тише, иногда — громче. Малыш экспериментирует со своим голосом, проверя­ет его возможности. Нежное гуление (а именно так на­зывают специалисты младенческую речь) не всегда ад­ресовано вам. Малыш может обращаться и к яркой иг­рушке, и к картине на стене, и к звонящему мобильно­му телефону. Он находит множество «собеседников».

5-6 месяцев

Согласные «б», «п», «м» обычно появляются в речи ребенка первыми. Однако в столь нежном возрасте это не единственное его достижение. Сейчас он начинает комбинировать согласные и гласные, выговаривает первые простые слоги.

7-8 месяцев

Ваш «спикер» без труда произносит несколько сло­гов подряд. Всевозможные «па-па-па» или «ма-ма-ма» составляют основу его лексикона. Буквально через не­сколько недель длинные словечки сократятся до драго­ценных обращений «папа» и «мама».

9-12 месяцев

Если вы не ведете дневник успехов малыша, в нем поя­вится масса новых записей. Его словарный запас актив­но пополняется! Правда, многие слова звучат непри­вычно. Например, «кот» уменьшается до «ко», а от «птицы» остается крошечное «ти». Это объясняется просто: малыш выделяет в словах ударные слоги и про­износит только их. Но и сокращенная речь тренирует речевой аппарат, а следовательно, идет на пользу.

Годовалый карапуз достаточно хорошо понимает смысл слов. Он точно знает, что вы — мама, по вашей просьбе находит на улице машину, собаку и птицу. А «нельзя» для него уже является запретом.

Интонация важна

Не говорите с малышом, как робот, голосом, лишен­ным эмоций. У него это вызывает недоумение и даже испуг. Да, пока ребенок не понимает слов, но определя­ет ваше настроение по одной лишь интонации. Он моментально чувствует, довольна мама или огорчена. Когда вы читаете крохе сказки, тоже не забывайте об интонации. С ее помощью вы легко и понятно передадите характер персонажей.

Ведем беседу

Еще не придумано более приятного и эффектив­ного занятия для развития речи малыша, чем его по­стоянное общение с мамой.

? Отвечайте малышу в тон, когда он тихо гулит. Пос­тарайтесь произносить нежные звуки. Это очень раз­веселит малыша! Кроме того, подобное общение учит кроху отвечать вам. Так он разрабатывает артикуля­цию.

? Чаще исполняйте крохе свои любимые песни. Увидите, он с удовольствием послушает их как на рус­ском, так и на английском или, скажем, на итальян­ском. Чем шире будет ваш репертуар, тем лучше. А польза от ваших «сольных концертов» очевидна: ма­лыш быстрее запоминает слова и учится чувствовать ритм.

? Разговаривайте с ребенком. Рассказывайте, почему нужно пользоваться детским кремом, как правиль­но готовить овощной суп. Сейчас ему интересно слу­шать даже о принципе работы синхрофазотрона. Хо­рошо, если при этом малыш будет видеть ваше лицо. Наблюдая за движениями маминых губ, он быстрее освоит речь.

? Используйте короткие предложения. Так карапузу легче понять фонематическую структуру языка. Не ленитесь называть любой предмет, находящийся в его поле зрения. Объясняйте назначение каждого, чтобы малыш осознал связь между словом i его значением.

? Сказка на ночь обязательна! Слушая волшебные истории, ребенок не только быстрее засыпает, но и по­полняет свой активный словарный запас. Пройдет со­всем немного времени — и малыш расскажет вам сказку, которую придумал сам.

Еще вы можете заказать книгу со сказками про своего ребенка, уверенно он останется довольным и тренировки по развитию речи будут проходить гораздо интереснее. Промокод UV727 дает скидку на заказ книги в размере 10$.

Первые слова для малыша

Какое именно слово ребенок произнесет первым, зависит от того, как он освоил социальные навыки. А это у всех происходит индивидуально. Но можно ли проследить какие-то общие закономерности? Попробуем разобратся вместе.

1. Мама

Первые слова для малыша

Мама – это самое родное существо для ребенка. Пусть папы не обижаются, так уж распорядилась природа. Более того, это одно из самых часто слышимых ребенком слов. Ведь именно новоиспеченная мама стает самым важным и нужным человеком в доме. Первые слова дети чаще всего произносят в возрасте от шести до десяти месяцев. Уже к пятнадцати месяцам жизни ребенок произносит 4 — 6 слов.

2. Папа

Ученые доказали, что первые слова малыша – это зачастую слова с повторяющимися слогами. Секрет этого феномена заключается скорее в их звуковой структуре, а не значимости. Обращаясь к людям, которые окружают ребенка, малыш говорит слова с повторяющимися слогами: «мама», «папа», «баба» и т.д. И это не зависит, на каком языке учится говорить ребенок.

3. Баба, деда, тетя

Первые слова для малыша

Девочки обычно начинают говорить в 8-9 месяцев, а мальчики – в 11-12 месяцев. Они могут произносить отдельные слоги или звуки. Первые слова малыша редко звучат так же, как их произносят взрослые. Первым словом ребенка может быть и «ба-ба», «де-да», «те-тя». Таким может быть слово ребенка, которого воспитывают родители, а не бабушка или дедушка. Просто так малышу было удобнее. Это слово ему понравилось.

4. Ам-ам

Исследование показывают, что дети от природы имеют способность систематически изучать и воспринимать родной язык. Слова с повторяющимися слогами – один из первых жизненных уроков для младенца. При этом поначалу малыш может произносить всего лишь один слог, а только потом начинает удваивать его. Дети нуждаются в том, чтобы уметь понимать и произносить слова, которые для них жизненно важны. Они помогают им общаться с родителями и выражать свои желания – «есть», «гулять», «пить», «спать».

5. Дай, на

Также важны для ребенка простые команды, такие как «на» и «дай». Так малышу легче сказать родителям, что именно ему в этот момент нужно.

Первые слова для малыша

6. Да, нет

Когда крохе что-то не нравится, он начинает мотать головкой. Поэтому не удивляйся, если малыш совсем скоро проявит характер и скажет «да» или «нет».

7. Ав-ав, му, тик-так

Первым словом ребенка также можно считать звукоподражания: ав-ав, му, тик-так. Все первые слова ребенок произносит в единственном числе именительного падежа.

8. Ой-ой, бо-бо

Первые слова для малыша

Также первыми словами могут быть те, что отображают не только желания ребенка, но и его состояние:«ой – ой», «бо – бо».

9. Иди

Прежде всего, словарный запас ребенка пополняется существительными. Обычно уже в 18-20 месяцев он пополняется глаголами. Но, все может быть и наоборот. Тогда, скорее всего это будет глагол в повелительном наклонении: «дай», «иди». Потом ребенок уже сможет связать слова в предложения: «Мама, дай!», «Папа, иди!».

10. Пи, ако

Первые слова для малыша

Если ребенок бубнит какие-то звуки, не думай, что он делает это бессмысленно. Когда родители слышится «пи», ребенок на самом деле хочет сказать «пить», а там, где непонятное «ако» – «молоко». Дети часто сокращают слова до одного слога. Пока они не овладели речью, им так проще.

Первые слова для малышаМы провели опрос среди постоянных читательниц нашего сайта на тему, какое слово было первым у вашего малыша. Результаты не стали неожиданностью. Тем не менее, возможно, вам будет интересно почитать об этом. Ведь первое слово маленького чада волнует его родителей не менее чем еще неуверенный шаг или нежная улыбка на 6-8 неделе жизни. Нередки случаи, когда мудрые мамы рассказывают супругу, что малыш сегодня пролепетал «папа», а бабушке – «баба». В то же время, если физические навыки достаточно универсальны, то первое слово может зависеть от самых разнообразных факторов.

Обычно первый осознанный лепет можно услышать в возрасте от 6 до 10 месяцев. Приблизительно в полтора года кроха говорит уже около пяти слов. По статистике, девочки справляются с задачей немного раньше, мальчики – позже. Это вполне нормальное явление.

Топ первых слов ребенка

Мама (44%)

Вполне ожидаемый результат. Мама — самый дорогой и близкий человек для младенца. Именно она проводит с ним больше всего времени. Обеспечивает его пищей, теплом, а главное, радостью, покоем и комфортом.

Папа (20%)

В большинстве случаев, для новорожденного, папа имеет почти такое же огромное значение, как и мама. Поэтому если речевой аппарат ребенка будет готов, и, в один прекрасный момент, отец, с улыбкой, возьмет карапуза на руки, то маленькое чудо волне может произойти.

Баба, тетя, деда… (10%)

Деткам проще всего даются простые слова, состоящие из повторяющихся слогов. Если мама при малыше часто обращается к бабушке, то волне вероятно, что именно последняя и будет «осчастливлена» ребенком.

Дай (7%)

Слово не только простое, но и крайне практичное. Поэтому, огромное количество наших респонденток признались, что именно оно было первым в лексиконе малыша. Не стоит расстраиваться по этому поводу. Следующее слово обязательно будет «мама».

Первые слова для малыша

Да, нет (5%)

Если вы часто разговариваете с карапузом, рано или поздно он начинает активно участвовать в общении. Вначале малыш просто кивает или машет головой, а затем дополняет мимику и жесты словами.

Ам (3%)

Этот полезный слог идет на одной ступени с «дай». Отдельные психологи считают, что малыши, которые предпочитают практичные слова обязательно вырастут уверенными в себе, сильными людьми. Конечно точных исследований на эту тему нет. Тем не менее, все возможно.

Другой вариант (1%)

Этот вариант выбирали, если первое слово малыша отличалось от вышеприведенного списка.

В целом, наблюдая за ребенком, можно заметить закономерность. Первые слова, практически всегда, указывают на людей или предметы: родителей, игрушки, животных и пр. То есть малыш изучает внешний мир и пытается дать названия тому, что его окружает. Следующий этап – использование указательных местоимений: там, тут, где и т.д. Очередная, очень важная ступенька – подключение к речи глаголов. С этого момента кроха имеет возможность попросить (или потребовать) то, что ему необходимо. Ну и, наконец, наиболее серьезный этап – использование в предложении слова «Я». Когда кроха заменяет выражения «Маша хочет», «Дима хороший» на «Я хочу», «Я умничка» можно говорить о появлении не просто нового маленького человечка, а личности, которая осознает свою уникальность и место среди других людей.

Первые слова для малыша

Первые слова ребенка – настоящее чудо для любого родителя. И, на самом деле, не важно, какое первое слово говорит ребенок – произносит ли он «мама» или называет свою любимую игрушку, или же он лепечет «ам-ам», выпрашивая очередную конфету, — важно, что ребенок заговорил с миром. Пусть только языком, едва понятным родителям, но когда ребенок произносит первое слово, все родители стремятся запомнить этот момент, запомнить само слово.

Вопрос о том, какое именно первое слово говорит ребенок волнует не только родителей, но и ученых. Каждая мать искренне желает услышать от своего малыша нежное «мама», однако на самом деле, настоящие первые слова ребенка трудно поймать и различить. Среди обычного «лепета» малыша, вроде «тита», «гага», «бубу», дети часто уже учатся говорить слова. Они могут быть совершено не понятными взрослым, однако – это действительно слово, ведь оно повторяется в одних и тех же обстоятельствах и что-то обозначает. Многие родители с трепетом ждут от ребенка, едва ли не целых предложений и постоянно задаются вопросом: «Когда ребенок скажет первое слово?», на деле не понимая, что ребенок уже всеми силами говорит, просто еще не внятно и с трудом различимо.

Первые слова ребенка – что они означают?

Какими будут первые слова малыша зависит, в первую очередь, от его окружения. Наивно полагать, что ребенок впервые в жизни выговорит какое-то сложное слово, вероятнее всего, он скажет слово, состоящее из двух одинаковых или похожих слогов. Именно поэтому мы так часто слышим истории о том, что первое слово ребенок сказал «мама» — ведь именно этого человека он видит и слышит ежедневно с момента своего рождения. Впрочем, еще чаще первые слова ребенка более тривиальны: «бо-бо», «ам-ам», «ва-ва» и так далее.

Несмотря на то, что первые слова ребенка достаточно просты, они могут означать гораздо больше, нежели можно было бы подумать. К примеру, когда ребенок говорит «дай», он вкладывает в это слово больший смысл, как и взрослые. На самом деле, ваш малыш просто хотел сказать: «Мама, дай мне быстрее этот вкусный банан, я очень хочу его съесть». Просто малыш еще не умеет строить предложения, его словарный запас мал. Обычно, родители всегда понимают по интонации и жестам, что именно их чадо пожелало получить.

Многие родители также замечали, что их детки никогда не говорят об объекте, который находится вне зоны досягаемости. Когда ребенок говорит первое слово, он видит обсуждаемый объект, к примеру – видя, собачку на улице, малыш, показав пальчиком, говорит «ав-ав»; но не встретив собаку, дети до 2 лет вряд ли произнесут это слово. Это обусловлено тем, что первые слова малышей слитны с конкретными обстоятельствами, действиями и предметами. Именно поэтому, первым словом ребенка может быть не только «мама», но и «папа», «баба», «ляля».

Когда ребенок говорит первое слово

В зависимости от окружения, количества общения, особых качеств, присущих каждому новому человечку индивидуально, малыш может сказать первое слово и в 9 месяцев и в полтора года. Принято считать, что первым словам ребенок учится в период от 1 года до 2 лет. При этом, первые слова ребенка могут быть совершенно непонятны взрослым, равно как и их значение.

Пожалуй, многие родители сталкивались с ситуацией, когда ребенок произносит первое или второе слово, совершенно не ассоциируемое взрослыми с тем объектом, на который показывает. К примеру, глядя на воду, ребенок радостно кричит «лока». Что бы могло означать это загадочное «лока»?

На самом деле, малыши обычно обобщают окружающие предметы по признакам, которые порой остаются загадкой для родителей. Купаясь в ванночке в предыдущий раз, малыш играл с лодочкой и, естественно, слышал это слово от родителей. Теперь малыш ассоциирует водные процедуры и воду с лодкой, поэтому и говорит «лока». Не стоит обижаться на это и ругать малыша – он делает логические выводы, думает, а значит – учится и растет. При этом, ассоциации у ребенка могут быть совершенно разными: «тапа» — может означать все виды одежды, включая тапочки и так далее.

Интерес родителей именно к первым словам ребенка велик не просто так. Когда ребенок говорит первое слово, он переносится в новый этап жизни, более осознанный, интересный и насыщенный. Теперь маленькое чадо может само изъясняться, пытаться говорить с родителями и, конечно же, учиться у них. Поэтому стоит уделять деткам больше внимания, говорить с малышами и обо всем рассказывать. Возможно, пока они не умеют вам отвечать, но будьте вверены – они учатся и все-все запоминают.

Первые слова для малыша

Приблизительно в год ребенок начинает произносить первые слова. У кого-то это происходит позже. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики. Как правило, первые слова малыша звучат далеко не так, как их произносим мы, взрослые. Это могут быть отдельные слоги или даже звуки. Так какие же звуки, произносимые ребенком можно считать словами? Итак, девочки обычно начинают произносить слова в 8 – 9 месяцев, а мальчики – в 11 – 12 месяцев. В период с 10 до 18 месяцев ребенок произносит такие слова, как ма-ма, па-па, те-тя, дя-дя, ам-ам. При этом вначале он может произносить только один слог, а только затем начинает его удваивать.

Первые звуки

Словами также считаются звукоподражания: ав-ав, му, тик-так. В этот период жизни ребенка все слова употребляются им в единственном числе именительном падеже. В основном словарный запас малыша состоит в этот период из существительных. Приблизительно в 18 – 20 месяцев первые слова малыша пополняются глаголами. Это, в первую очередь, глаголы в повелительном наклонении: дай, иди. При этом ребенок начинает делать попытки связать слова в короткие предложения: мама, дай! Папа, иди!

Количество слов

К двум годам ребенок произносит, как правило, около 300 слов. К этому времени его первые слова малыша пополнятся не только новыми существительными и глаголами, но и прилагательными. В этом же возрасте малыш начинает задавать свой первый вопрос: «Что это?». В три года ребенок овладевает грамматическими формами, которые позволяют ему согласовывать слова в предложении, появляются падежи и многословные фразы, а также союзы и местоимения. К четырем годам ребенок уже способен строить длинные предложения, связные рассказы. В этот же период появляется второй вопрос «Почему?».

Механизмы запоминания

За каждым этапом развития и становления детской речи кроется огромная работа. Первые слова даются малышу совсем нелегко. Ведь нужно суметь правильно повторить за взрослым услышанное слово. А это требует стольких усилий! Поэтому малыш часто повторяет одно и то же слово, тренируясь в его произношении, прислушиваясь к самому себе, пытаясь произнести лучше и четче. Период, когда ребенок начинает произносить первые слова малыша, не должен остаться без внимания родителей. Нужно обязательно разговаривать с ребенком, не игнорировать его, внимательно слушать, повторять сказанное им, чтобы он знал: его услышали и поняли.

Правильная речь

Первые слова для малыша

Нужно дать понять ребенку, что общаться с ним интересно, не отмахиваться от него, мягко и дружелюбно поправлять, если малыш говорит неправильно. Но в то же время не требовать от него большего, чем он может в своем возрасте. Если же родители не говорят с малышом и не слушают его, то развитие речи ребенка будет замедленным, а словарный запас весьма скудным. Вот почему так важно поддержать ребенка, который только учится произносить первые слова в его нелегком, но интересном деле. Поэтому в любом месте, дома или на прогулке, нужно показывать ребенку новые предметы, рассказывать о том, что его окружает. При этом каждое новое слово лучше сначала четко произнести отдельно, а затем в предложении.

Формирование слов

Существует множество способов развития речи ребенка. Применять их можно еще до того, как малыш начнет говорить. В первую очередь, это чтение книг. Важно делать это, рассматривая картинки вместе с малышом. Сначала родители называют то, что изображено на картинке, а затем ребенок по их просьбе находит знакомые предметы. Полезно читать сказки, где повторяются одни и те же фразы: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Также хорошо рассказывать малышу короткие стишки, русские народные потешки, петь вместе с ним песенки. Кроме того, нужно следить и за своей речью. Произносить слова нужно четко и правильно и ни в коем случае не допускать грубой или бранной лексики. Также не нужно говорить с ребенком чересчур назидательным, учительским тоном. Такое обращение может отбить у малыша все желание общаться.

Первые слова для малыша


Все мамы во время беременности наверняка разговаривали со своей крохой. А часто к животику ласково обращаются и родители, и старшие сестрички и братики. Они поют ему песни, рассказывают, как ждут его, успокаивают, если что-то вдруг не так. Иногда эти разговоры начинаются даже до того, как малыш поселился в животе у мамы!

Но вот, наконец, и роды! И сегодня сибмамы вспоминают о том, с какими именно словами они обратились к своему ребенку при долгожданной первой встрече, в самые радостные минуты — сразу после того, как малыш увидел свет.

Первым делом, конечно, надо поздороваться! Наконец-то самые родные люди увидели друг друга.

— Я начала рыдать и выкрикивать «Привет, сынок!», «Ну здравствуй, мой родной», при этом рассыпаясь в благодарности врачу и акушерке. Этот момент, наверное, самый счастливый у каждой женщины.

— Когда родилась дочь, и мне ее показали, она так внимательно на меня посмотрела, что я ей сказала: «Привет, Чудо».
А когда родился сын, и мне его показали, я ему тихо сказала: «Привет». Мне показалось, что само его рождение помешало ему спокойно спать, и громкие звуки ему помешают.

«Привет, давай знакомиться, я твоя мама», — говорю и реву.

— А я поприветствовала свою красавицу и поздравила с днем рождения!

Кто-то наверняка уже готов обратиться к малышу по имени. Кстати, в некоторых странах родители обязаны назвать имя ребенка уже в родзале!

— Сказала: «Ну, здравствуй, Константин!», потом пригляделась — копия муж! И добавила: «Александрович».

Конечно, много говорить в такой момент не хочется, да часто и просто нет сил. И тем не менее, слова у каждой мамы находятся свои.

— Первая фраза моя была – «Почему он не плачет?!»
— Я сказала: «Заааааайка моя».
«Какой красивый!»
«Привет, мой малыш!»
«Папина доча!»
«Боже, какой он маленький. »
«А почему он такой синенький. »
"Привет, малыш! Какой ты БОЛЬШОЙ!" Хоть я и не знала, какого размера дети, но мне он показался очень большим. И в этот момент малыш посмотрел так на меня, типа "не выдумывай, мать"
"А почему у нее волосы черные?!" на что врач ответил: "А это вы с мужем будете разбираться, дорогуша".

А иногда можно обойтись и вовсе без слов. Наверняка связь между мамой и новорожденным еще настолько тесная, что всё понятно обоим…

— Я своему Ваньке сказала что-то вроде «Привет, мой родной!» Но губы были сухие, от усталости даже рот не открывался, так что не уверена, что он слышал.

— Когда родила второго, роды были очень для меня тяжелые, и я так устала, что мышцы лица просто не работали, говорить не могла… Просто смотрела и думала – «Какой же ты у меня красивый и большой».

— А я ничего не говорила. Я просто, увидев глаза сына, поняла, что он знает то, чего не знаю я, или знала, но забыла. В глазах было что — то такое, что я почувствовала себя песчинкой.

Первые слова для малыша

В отличие от животных, люди обладают второй сигнальной системой. Это значит, что человеческий мозг может реагировать не только на звуки, но и устанавливать связи между ними и предметами (действиями), на слова, которые эти звуки заменяют.

Как дети слышат слова взрослых

Малыши с раннего детства так или иначе реагируют на слова окружающих. Например, если сопровождать какое-либо действие определенным словом, то девятимесячный ребенок «выучит» его. Например, при фразе «дай кубик» выполнит соответствующее действие, если ранее взрослый совершал такое же движение, приговаривая именно эти слова. В этом возрасте дети соотносят слова только с совершенно конкретным предметом. Если кубик окажется другого цвета или размера, то ребенок его не возьмет, поскольку не соотносит слово «кубик» с предметами кубической формы вообще.

В 12 — 18 месяцев

Ближе к году, если правильно воспитывать и развивать малыша, появляются характерные раздражители второй сигнальной системы:

  • обобщение;
  • отвлечение.

Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение. То есть если мама попросит показать кису, то малыш укажет и на домашнее животное, и на картинку с изображением кошки, и на плюшевую игрушку. Для него слово уже оторвется от строго конкретного предмета (отвлечение), и будет обозначать его вообще на основе наиболее важных признаков (обобщение).

Это свидетельствует о том, что начала работать вторая сигнальная система. Фундаментом для нее является первая сигнальная система, значительный чувственный опыт, запас словесных обозначений, который ребенок накопил в первый год жизни. Чем больше впечатлений он получил, тем лучше проходит этот процесс.

От 1,5 до 2 лет

В этом возрасте активно развивается сенсорная речь. Голос и речь взрослого вообще являются сильным раздражителем для малыша с первых дней жизни и вызывает в основном у него приятные впечатления. Ласково разговаривая с ребенком, мать его кормит, переодевает, успокаивает. Подрастая, дети получают удовольствие от того, что родители с ними играют и общаются.

До двух лет речь взрослого помогает ребенку ориентироваться. Когда родители проговаривают свои действия, у малыша повышается интерес к ним, он лучше сосредотачивается, и все больше звуков и их сочетаний приобретает для него смысл, расширяется словарь. В результате он испытывает больше удовлетворения от общения со взрослыми.

Как видно, в течение длительного времени, почти до 1 года, ребенок в общем-то безразличен к значению слова. Затем, в 10-12 месяцев, по мере созревания мозговых структур, когда малыш накопил большой чувственный опыт, он уверенно реагирует на знакомое слово, независимо от контекста ситуации.

Чем больше разных связей он установил между предметом (действием) и словом, тем скорее он его запоминает. Специалисты рекомендуют давать ребенку все потрогать ручками, самому выполнить то или иное движение, поскольку тактильные связи формируются быстрее. Если ребенок просто слышит слово или видит в руках взрослого называемый предмет, связи устанавливаются медленнее.

Как ребенок до 1 года понимает речь взрослого?

Во время первого года жизни у ребенка закладываются важные предпосылки и условия речи, хотя ее овладения еще нет. Этот период называется довербальным.

  • Ребенок учится пониманию речи, то есть происходит развитие речевого слуха и пассивной речи.
  • Малыш учится произносить отдельные звуки и их сочетания. Развивается речевая вокализация, которая является предшественницей собственной активной речи.

Дети с рождения по-особенному относятся к звукам речи взрослых, обычно обращенная речь вызывает ответное оживление. В 3-5 месяцев они различают звуки речи и звуки, издаваемые предметами (игрушками, музыкальными инструментами). После 6 месяцев малыши могут уже дифференцировать сами речевые звуки по их тембру и тональности. Это очень важный момент, так как именно эти два компонента несут определенную смысловую нагрузку.

Важнейшее условие для овладения речью именно как средством человеческого общения – развитый фонематический слух. Благодаря ему мозг различает тончайшие оттенки звуков и фонем, что особенно важно, если изменение звуковой единицы влияет на смысл слова (например, «мак – рак»). Активное его развитие происходит в период 6-12 месяцев. К своему первому дню рождения ребенок начинает различать много слов из речи взрослых, понимая их значение.

  • Например, в 6-7 месяцев малыш при назывании предмета может находить его взглядом, поворачивая голову в ту сторону, где находится вещь.
  • Через месяц он в состоянии найти предмет при назывании в любом месте. Кроме того, по просьбе взрослого он выполняет простые действия, играет в ладушки, машет ручкой и т. д.
  • В 9-10 месяцев дети, услышав знакомые слова, находят взглядом уже несколько предметов, реагируют на свое имя поворотом головы, дают игрушку, которую у них в руках («дай»), приносят, если видят ее рядом с собой.
  • К 12 месяцам дети понимают слово «нельзя», если родители, останавливая некоторые нежелательные действия, произносят его всегда со строгой интонацией. Таким образом, можно через речь корректировать поведение малыша.

Что касается речевых вокализаций, то они могут появиться рано, еще до 6 месяцев. Это могут быть громкие эмоциональные вскрики, гуканье (короткие согласные), гуление (протяжные гласные звуки). Более-менее четкие звуки, которые называются лепетом, появляются позже, в 6-7 месяцев. Лепет к году превращается в длинные тирады, имеющие определенную интонацию, такое «говорение» всегда обращено к взрослому. Постепенно оно превращается в отдельные простые слова. Обычно у годовалых малышей наблюдается около 10 слов, которые имеют конкретный смысл («мама», «баба», дай»)

Как помочь ребенку научиться понимать речь?

  • Старайтесь, чтобы ребенок получил в течение первого года жизни как можно больше тактильных, визуальных и звуковых впечатлений. Важно, чтобы звуки были реальными, а не синтезированными игрушкой или аудиозаписью. Помните, телевизор не заменяет живого общения.
  • Как можно чаще разговаривайте с ребенком ласковым спокойным голосом, тщательно следите за соблюдением грамматических норм в своей речи, правильным произношением. Слова и фразы ни в коем случае не должны быть случайными.
  • Развивайте разные стороны речи. Рассматривайте вместе картинки, читайте малышу стихи и сказки, пойте ему песенки. Играя или занимаясь повседневными делами, неторопливо проговаривайте свои действия.

Самое главное – обеспечьте спокойную обстановку в квартире, ведь шум и крик мешают ребенку правильно воспринимать звуки и различать их.

Ссылка на основную публикацию