Развитие речи

Развитие речи

Моисеева Ольга Борисовна

Стаж врачебной практики (лет): 10

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками;
  • не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

  • Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  • Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  • Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Когда большинство сверстников на детской площадке уже полноценно изъясняется, а свой малыш лепечет только «би-би» и «ав-ав», родители вполне объяснимо начинают переживать. Каковы могут быть причины запоздалой речи? Нужна ли врачебная помощь ребенку, который вовремя не начал говорить? Ответы – в статье.

Современная проблема детей-молчунов

В последние годы дефектологи, логопеды и психологи России всерьез встревожены неблагоприятной тенденцией: доля детей с дефектами речи увеличилась в разы. Зарубежные специалисты наблюдают у себя такую же статистику.

Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть масштабы современной проблемы ЗРР (задержки речевого развития). Дети в общем объеме заговаривают позже предыдущих поколений, и говорят хуже. В любой группе трехлеток в детсаду есть несколько «мычащих» малышей.

Главная ошибка большинства родителей – игнорирование проблемы. Многие мамы отдают развитие детской речи «в руки природы». Обычно решение подковывают доводами об упрямом характере или генетике, приводят примеры поздно заговоривших великих людей. Это крайне неверный подход.

Когда ребенок должен заговорить?

Если опустить динамику до года, речь должна в норме развиваться в следующей последовательности:

  1. К 1 году младенец осмысленно произносит слова из двух одинаковых слогов и односложные. А главное – он понимает, когда с ним говорят.
  2. В 1,5 года в лексиконе уже может быть не один десяток слов. Кроха учится их объединять в коротенькие вопросы или утверждения.
  3. 2 года – возраст, когда ребенок должен начать говорить в общепринятом понимании этого явления. К двум годам речь обогащается новыми словами и более сложными звуками. Дети уже говорят примитивными предложениями.
  4. В 3-4 года речь ребенка должна напоминать взрослую. Он может плохо выговаривать отдельные звуки, но должен более-менее слаженно общаться.

Это общие логопедические нормы. Конечно, сценарий развития детей может иметь индивидуальные особенности. И если ребенок не заговорил в 2 года, это не повод для паники. Но это повод посетить профильных врачей.

Причины позднего формирования речи

Если ребенок молчит в два, а тем более в три года, это проблема, корень которой родители должны искать как можно скорее. Причины запоздалой речи подразделяют на внутренние и внешние.

Внутренние факторы

Прежде чем обозначить молчуна как «просто особенного», стоит проверить, нет ли у явления психо-физических предпосылок. Причинами ЗРР могут быть:

  1. Нарушение слуха. Может возникать после тяжелых инфекций, сложных отитов и в результате травм.
  2. Генетика. Задержка развития может передаваться наследственно, иногда – в более сложной форме.
  3. Нарушения ЦНС. Проблемы центральной нервной системы обычно имеют врожденный характер. Причиной может быть неудовлетворительное здоровье родителей, сложности во время беременности или родов.
  4. Физический дефект. Частые явления: ринолалия (расщелина мягкого и твердого неба) и короткая уздечка (подъязычная связка).
  5. Задержка умственного развития. Затянувшееся молчание крохи может быть сопутствующим фактором тяжелых расстройств: синдрома Дауна, аутизма и др.
  6. Для того, чтобы подтвердить отсутствие физических и неврологических причин ЗРР, необходимо посетить: невролога, логопеда, психиатра, отоларинголога, стоматолога.

Внешние ограничители

Внешние причины ЗРР стоит поискать внутри семьи. Иногда ребенок не может начать говорить, если:

  • его и без слов прекрасно понимают;
  • в семье используются разные языки (билингвизм);
  • слова впитываются пассивным методом (из телевизора и гаджетов);
  • в доме напряженная обстановка (скандалы, крики), которая вынуждает кроху замкнуться;
  • его излишне опекают, не оставляя пространства для самостоятельности;
  • взрослые с ним не занимаются, не помогают развиваться.

Как родителям разговорить дитя

Если у ребенка наблюдается хоть какое-то отставание в разговорной речи от сверстников, нужно начать принимать меры еще до похода к врачам. Не стоит дожидаться 2,5 лет.

Задача родителей – помочь человечку адаптироваться в «говорящем мире», преодолеть психологический барьер. Для общения с билингвом на начальном этапе должен быть выбран один язык. В доме должна быть создана спокойная, здоровая атмосфера.

Нельзя подражать лепету и дефектам – даже с младенцем нужно говорить четко, по-взрослому. Следует также мотивировать его выражать свои пожелания словами. Не стоит бежать выполнять просьбы, сообщаемые невнятными звуками.

Мультики лучше заменить на чтение, живое общение, занятия на моторику, ролевые игры. Читать нужно медленно, с выражением. Полезно показывать картинки и подробно комментировать каждую деталь. В играх важно предоставлять крохе поле для самостоятельных действий и решений.

Мнение эксперта

Комментирует проблему логопед, психолог, кандидат психологических наук Светлана Коноваленко. Источник: https://www.mk.ru/social/2016/01/17/pochemu-sovremennye-deti-pozzhe-nachinayut-govorit.html

Количество детей с логопедическими дефектами и ЗРР увеличилось. И в наибольшей степени это связано со слабым здоровьем родителей. Если нет аномалий строения речевых органов, то большинство проблем с речью исходит от нарушений ЦНС. А формирование и развитие центральной нервной системы напрямую связано с состоянием здоровья родителей. Даже здоровый с виду новорожденный может иметь отклонения ЦНС той или иной степени.

Некоторые матери придерживаются мнения, что корректировать детскую речь до 5 лет не нужно. Это грубейшая ошибка. В пять лет дитя можно повести к логопеду, чтобы поставить дающиеся плохо отдельные звуки. Сложные дефекты и ЗРР важно выявить и исправить как можно раньше. Иначе высок риск, что дефекты останутся.

При своевременном обращении большинство речевых проблем поддается коррекции. Наиболее эффективна помощь, оказанная от 2,5 до 5 лет. В это время у человека происходит активное становление речи.

Когда ребенок начинает разговаривать — зависит от его общего физического и психологического развития. Тренировка речи начинается уже с первого месяца, а после полугода можно услышать отдельные слоги «ма» или «па».

До 6 месяцев закладываются основы речи ребенка. Если взрослые постоянно разговаривают с ребенком, называют вещи вокруг, когда держат его на ручках, проговаривают все свои действия, рассказывают стишки, потешки, поют малышу — его развитие идет намного быстрее и интенсивнее.

Развитие речи

В каком возрасте ребенок начинает говорить

С первого месяца малыш сначала кряхтит, потом агукает, протягивает гласные. Внимательно слушает родных, пробует имитировать интонацию взрослых, отвечает на обращения к нему на своем, детском языке.

Во сколько дети начинают разговаривать (как формируется речевой аппарат).

Возраст малыша (в месяцах) Как развивается речь
1-3 Крик, протяжные звуки «бууу», «аааа», «гууу», «ууууу», отрывистые звуки «г», «н», «к», «д», начало гуления.
4-5 Смеется, поет (протягивает звуки, играет интонацией голоса), появляется мелодичное гуление «абу», «аба», «апу».
6 Лепечет, откликается на голоса родных, говорит отдельные слоги «ма», «ба», «та».
7-8 Если называют предметы, малыш ищет их глазами и может показать на них пальчиком. Если родители играют с ним, объясняют, может подражать звукам животных. Например на вопрос: «Как говорит собачка?» — отвечает: «Ав-ав!». В речи появляется больше смысловых слов-слогов.
9-11 Говорит простые слова из парных слогов, может сказать «мама», «папа», «кака».

Можно сказать, что возраст от 7 до 8 месяцев — это период, когда ребенок говорит первое слово. «Ав-ав», «муу», «би-би» — это первые слова из повторяющихся слогов, которым малыш пользуется осознанно. Во сколько дети говорят первое слово, зависит от темперамента ребенка, от того, насколько много с ним разговаривают, играют, уделяют ему время и внимание.

Период с 9 до 11 месяцев — это время, когда ребенок начинает говорить «мама», «папа», «баба». Он может подражать звукам «мяу», «гав», «мее», «бее». В дальнейшем речь все больше усложняется.

Развитие речи

Как развивается речь ребенка после года

Возраст малыша (в годах) Как развивается речь
1-1,5 Ребенок может назвать близких членов семьи, показывает животных на картинках, на вопросы, где у него какая часть тела, показывает пальчиком, пытается называть сам. Если с увлекательной интонацией рассказывать малышу несложные стихи, он пытается их повторить.
2-3 Понимает простые односложные вопросы, выполняет просьбы, понимает запреты, может рассказывать простые стишки.
3-4 Активно пополняет словарный запас, говорит простыми короткими предложениями. Речь ребенка хорошо понимают уже не только родители, но и остальные взрослые.

Возраст, когда ребенок начинает говорить первые слова, очень индивидуален. В одной и той же семье, с теми же принципами воспитания, возможностью уделять много времени ребенку один малыш может заговорить очень рано, а его братик или сестричка могут сказать свое первое слово намного позже.

Почему малыш не начинает разговаривать

Если ребенок существенно отстает от общепринятых норм, возможно, ему нужна помощь. Педиатр даст направления к логопеду, неврологу и психологу, чтобы выяснить причину отставания.

Возраст, во сколько дети начинают говорить первые слова, не всегда зависит от интеллектуального развития малыша. Если в семье напряженная эмоциональная обстановка, часто кричат или грубо разговаривают, ребенок напрягается и не спешит участвовать в разговорах.

Если мама или бабушки понимают малыша без слов, они также лишают его самостоятельности в развитии речи. Малышу проще промычать что-то, показать ручкой или эмоционально погудеть, а за него перебирают все возможные варианты, на которые он может просто отрицательно покачать головой или кивнуть.

Нужно задавать дополнительные вопросы, иногда делать вид, что не понимаешь (даже если это не так), чтобы малыш проходил через трудности и развивался.

Что помогает ребенку в развитии речи Что тормозит развитие речи ребенка
• разговоры с ребенком;
• пальчиковые игры;
• развитие мелкой моторики, возможность играть с мелкими деталями игрушек, перебирать пальчиками мелкие вещи, давать рассматривать тактильные книжки и игрушки;
• атмосфера безусловной любви и защищенности;
• задавать ребенку больше вопросов, на которые нужно отвечать словами (например: это кто на картинке? Показывать на части тела и спрашивать: это что? Спрашивать названия животных и предметов вокруг);
• чаще обнимать, целовать ребенка, гладить, делать массаж.
• грубое обращение;
• тяжелая эмоциональная атмосфера;
• нет ощущения безопасности и безусловной любви;
• с ребенком мало общаются, нет возможности сформировать словарный запас;
• ребенку не дают возможность задать вопрос словами, предугадывая его желания, задавая вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет».

Иногда любящие, заботливые мамы сталкиваются с тем, что знают, во сколько лет дети начинают говорить, но не могут дождаться этого от своего ребенка. Никто не отменял индивидуального характера маленького человечка. Если малыш не торопится разговаривать, и по всем показателям его развитие в норме, нужно подождать. Не переживать, не торопить события. Продолжать заниматься, разговаривать, объяснять, читать книжки, показывать картинки, играть в пальчиковые игры. И вытягивать малыша на диалог, задавая ему вопросы, на которые можно ответить только словом, а не жестами или гудением.

Развитие речи

Развитие речи

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Развитие речи

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

  1. Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  2. Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  3. Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Развитие речи

Анастасия Кузнецова — детский психолог и Монтессори-педагог
Фото Анны Ефремовой

Мини-курс «Топ-10 игрушек для детей с 1 до 3 лет»

Подробно разбираем проверенные развивающие игрушки. Показываем на примерах с ребёнком, как привлечь его внимание и презентовать игрушку.

В результате малыш заинтересуется, будет подолгу играть и приобретать нужные навыки.

Консультация для родителей
«Когда ребенок начинает говорить…»

Развитие речи

Подготовила: учитель–логопед Авдеева Е.В.

Речь — одно из главных отличий человека от представителей животного мира. Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в общество. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка, но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и это будет считаться индивидуальной нормой.

Во сколько ребенок начал говорить — важно! Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.

Во сколько дети начинают говорить

и как интенсивно развивается их речь?

Речь ребенка до года

Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.

Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять.

Речь ребенка до двух лет

Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на слух, без картинок.

Речь ребенка до трех лет

Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.

Как помочь ребенку начать говорить?

  • Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том говорю». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение телевизором или аудиозаписями — должного эффекта не будет.

  • Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

  • Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

  • Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;

— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов, не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;

— к 2 годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;

— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов.

Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также могут указывать на проблемы в развитии.

Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, обратитесь за консультацией к специалистам (неврологу, логопеду, психологу, дефектологу). Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про «молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.

Вопрос «Как я появился на свет?» дети задают в среднем в 3-4 года. Притом для них это один из философских вопросов, такой же, как вопрос о том, что хорошо, а что плохо. Но если вопросы морали не вызывают у родителей негативных эмоций, то тема деторождения многих ставит в тупик.

Общие рекомендации

Оптимальный период для разговора – дошкольное детство. Как правило, дети именно в этот период сами задают насущный вопрос. Это этап максимального любопытства, любознательности, или возраст «почемучки».

Не стоит самим затевать первый разговор по этой теме, нужно дождаться инициативы ребенка. Материал усваивается тогда, когда он интересен, востребован. Начнете разговор раньше времени – вызовете скуку, усталость, раздражение и отвращение.

Итак, дождались, ребенок спросил о своем происхождении. Что делать дальше:

  • Не искать отговорок, отсрочек. Спросил – надо ответить. Тем более повторять вопрос дети могут каждый час и каждый день. Или наоборот, убедившись в некомпетентности и скрытности родителей, уйдут искать просвещение в другом месте.
  • Не пользуйтесь историями про капусту, аистов, магазин продажи детей и прочее. Рано или поздно вам придется рассказать правду, или ребенок узнает ее из другого источника. Но результат в обоих случаях одинаков: мама и папа обманули меня, им нельзя доверять, они соврали один раз и соврут снова, а еще меня учат, что врать нехорошо.
  • Говорите правду, но корректируйте ее в соответствии с возрастом ребенка. Например, дошкольнику необязательно знать внутреннее строение половых органов. А вот ученикам средних классов об этом можно и нужно рассказывать как дома, так и в школе.
  • Отвечайте строго на вопросы ребенка: ни больше ни меньше. То же актуально для второстепенных вопросов. Если ребенок спрашивает о своей анатомии, то описываем только его гендер. А вот если спросил разницу между мальчиками и девочками, то рассказываем про анатомию обоих полов.

Вопрос о том, откуда берутся дети – показатель интеллектуального развития, взросления ребенка. Это значит, что он в принципе готов к усвоению теоретических знаний, к обучению. У вас растет здоровый и активный ребенок, чье развитие соответствует норме.

Рекомендации по возрастам

Если слишком рано рассказать об особенностях анатомии, процесса зачатия и вынашивания, рождения, то ничего кроме негативной реакции, плача, страха взросления, отвращения и психотравмы вы не получите. Какие же формы ответа соответствуют разным этапам взросления?

Дошкольный возраст

Люди обладают разным складом ума, и это заметно с рождения. Кто-то много мечтает, склонен представлять вещи абстрактно или стремится прочувствовать все на себе. А кто-то отличается рассудительностью, сдержанностью, логичностью. Это важно учитывать, выбирая форму общения с дошкольником.

Возможные формы ответа:

  1. Сказка о принце и принцессе или двух прекрасных молодых людях, которые полюбили друг друга, стали жить вместе. А со временем их сильное чувство породило малыша, который вобрал в себя лучшие качества отца и матери, внешне был похож на каждого из них. Можно рассказать в виде сказки вашу историю сближения с супругом.
  2. Краткое и лаконичное сообщение о том, что дети появляются в родильном отделении больницы.
  3. Подробное объяснение. От сильной любви мамы и папы в животе мамы зародился малыш. Сначала он был крошечным, беспомощным, привязанным к пупочку матери, дышал и ел тоже вместе с ней. Но постепенно ребенок рос, становился самостоятельным и захотел выйти из животика, а врач помог ему в этом. И хотя физической связи между мамой и ребенком сейчас нет, сын (дочка) по-прежнему самый родной человек.

Ребенку в этом возрасте важно не столько содержание ответа, сколько сам ответ. Это удовлетворение любопытства. Но помните об общих правилах – не пошатните доверие ребенка к вам.

Младший школьный возраст

Развитие речи

В возрасте 6 (7)–10 (11) лет историю о силе любви и ребенке в животе придется расширить. Обычно дети сами хотят узнать подробности, они спрашивают, как ребенок попал в живот. Деваться некуда, придется приоткрывать завесу «страшной тайны»: ребенок вырос из семечка.

«Что за семечко? Как оно попало?», – спросит малыш. Деликатно даем еще немного информации: ты же знаешь, что мама с папой очень любят друг друга. Так сильно, что спят вместе, крепко обняв друг друга и периодически целуясь. И вот однажды семечко папы попало к маме. Ребенок примет это, тем более обычно дети становятся свидетелями повседневной нежности родителей, проявления их любви друг к другу. Это нормально и полезно для усвоения ребенком гендерных ролей, будущего построения отношений, составления представлений о семье, отношениях взрослых людей.

В дополнение можно вместе с ребенком прочитать книгу. Например, труд Катерины Януш «Как я появился на свет?». Эта книга предназначена для совместного анализа родителей и детей: мама или папа читает и попутно объясняет. Информация сопровождается красочными иллюстрациями. Некоторые родители читают ее даже дошкольникам.

В книге подробно разобран вопрос деторождения: зачатие, беременность, роды, почему рождаются девочки или мальчики, близнецы. После ее прочтения ребенок узнает, что до рождения был «головастиком» в «мешочке папы» и одновременно «клеточкой в животике мамы». Мама и папа всю жизнь носили его внутри как кусочки пазла, но даже не догадывались об этом.

В книге также описаны варианты рождения ребенка: из «маминой дырочки» или при помощи кесарева сечения («врач вырезал дверцу»). В общем, работа стоящая, но я рекомендую сначала родителям самим прочитать книгу, оценить соответствие материала уровню развития ребенка.

Средние классы

Средние классы соответствуют раннему подростковому возрасту. Это особый, сложный момент, ключевым звеном которого является идентификация, в том числе полоролевая. В это время нужно говорить об особенностях репродуктивной системы, строении половых органов, тонкостях полового контакта и специфике сексуальной жизни.

Проблема кроется в том, что подростки стесняются говорить об этом с родителями. Да и на их приглашение к беседе реагируют негативно. Или могут ответить, что все и так знают. Да, интернет и старшие товарищи занимаются сексуальным просвещением молодежи, но часто это принимает извращенный или выборочный характер. Опускается тема контрацепции, болезней, незапланированной беременности и т. д.

Впрочем, это уже другие темы, заслуживающие отдельного разговора. Мы затронем только вопрос сексуальной близости и зачатия. Говорить об этом нужно. Но лучше использовать следующие формы:

  • дать подростку интересную, проиллюстрированную книгу, например, «Откровенный разговор с подростком про ЭТО» (авторы А. Котенева, Е. Кащенко);
  • дать ссылку на тематический сайт, проверенный лично родителями;
  • дать диск с интересной лекцией (роликом, фильмом).

Предложите материал и скажите, что подросток сам может посмотреть его, когда захочет, когда это будет нужно. А если что-то останется непонятным, волнующим, то он всегда может обратиться к родителям.

Послесловие

Выбор формы разговора не зависит от пола ребенка. Важен возраст и индивидуальные особенности развития ребенка: психика, темперамент, характер, мышление. Никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Потому любые советы психолога стоит воспринимать как рекомендацию, а не инструкцию к действиям.

Да и приведенные в статье возрастные границы условны. У каждого ребенка свой темп развития. Если спрашивает подробнее, значит, нужно углубляться в физиологию, анатомию. Помогут в этом детские книги о любви и сексе, детские энциклопедии здоровья.

Развитие речи«Когда же малыш заговорит?» — это один из самых главных вопросов для мам и пап. Ведь так хочется, чтобы поскорее!

В первые три года ваш малыш овладевает тем базовым запасом слов, которым он будет пользоваться всю жизнь. Развитие речи – это естественный процесс, но его можно немного ускорить.

Как происходит развитие речи?

В период от новорожденного до дошкольника речь вашего ребенка развивается с невероятной скоростью. До двух лет ваш малыш составляет свой «репертуар» звуков и слов. К 24 месяцам у него в запасе может быть до 200 слов, с помощью которых он может выражать свои желания и наблюдения.

Возраст Речевые навыки
новорожденный Общается с помощью плача
3 месяца Гулит и произносит простые звуки, такие, как «ох» и «ах»
6 месяцев Произносит согласные звуки «б», «м» и «ма-ма»
9 месяцев Соединяет звуки
12 месяцев Произносит сложные согласные, например, «в», и может сказать «мама»
18 месяцев Знает около 30 простых слов и каждый день произносит новые
2 года Знает около 200 слов и начинает их соединять
3 года Знает сотни слов и объединяет их в предложении

Это всего лишь усредненные данные. Каждый ребенок индивидуален и развивается согласно программе, заложенной мамой с папой. Но что делать, если очень хочется поскорее поговорить с малышом? Приведем несколько универсальных советов, следуя которым, родители помогут ребенку постепенно и своевременно освоить родной язык.

Как научить ребенка говорить? Советы родителям

1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте. Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.

2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.

« Девушка с характером, Stissy: Но ведь тут не только «ласковое» название, но и указание на размер прямо в слове. Можно уже дифференцировать предметы по размеру, например: «Посмотри — это большая СОБАКА, а это маленькая СОБАЧКА». Так ребенок узнает, что один предмет можно назвать по-разному, и что одинаковые предметы, отличаясь по размеру, и называться будут по-другому.

3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет. Просто малышу важно слышать различные слова, интонации.

4. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей.

« marichkapautova: я учу разговаривать сына в процессе игры, он показывает пальцем — я называю, затем наоборот. Правда, с его стороны только пока слоги (один или два) с каждого слова.

5. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.

6. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют.

7. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.

8. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.

9. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.). Хорошо, если в ней будет много стихов.

« Vesnusha: Я вчера дочку водила к логопеду, она нам эти же вещи и рекомендовала Т.е. не «учить говорить», а именно понимать речь, узнавать названия предметов. Показывать ей элементы одежды (пуговицы, воротник, рукава), овощи-фрукты, зверей и т.д. Плюс учить ребенка в игре выполнять различные действия. От элементарных – показывать, как летит птичка, умывается котик – до более сложных: мама читает стишок («мишка косолапый по лесу идет. »), а ребенок по ходу изображает.

10. Развивайте мелкую моторику: играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.), ближе к году начинайте заниматься рисованием, давайте малышу играть с мелкими предметами и конструктором (конечно, строго под вашим присмотром), как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопаткой, чуть позже – лепить куличики.

11. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки – после года.

12. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»

Когда нужно заниматься постановкой звука Р?

В некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложные звуки, например, «Р». Логопеды предостерегают от просьб произнести звук Р: ребенок может перейти на горовое произношение, которое очень трудно исправляется.

А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие:

  • «Почистить верхние зубки»: рот в улыбке приоткрыт, язычком «чистим» зубки;
  • «Лошадка»: пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «Барабанщик»: постучать за верхними зубками и произносить «ДДД», рот приоткрыть.

Ну и конечно, не помешает консультация логопеда. А вообще, можно не волноваться за звук Р до 4,5-5 лет, если все остальные звуки в норме.

« Lanalis: нам логопед сказала, что лучше ставить после 5, главное, успеть до того, как ребенок в школу пойдет. А артикуляционную гимнастику в любом случае делать полезно. И еще она говорила, что, если ребенок не умеет четко говорить Л и ЛЬ, Р ставить нельзя.

Кстати, многие родители успешно учат с детьми коварный звук Р через звукоподражания и важные для ребенка слова:

« Скорпиоша: На момент начала активной речи (год и 11 месяцев) в фаворе были трактора. Ну и учились называть правильно: «Т-Т-Т-Р-Р-РАКТОР». Оказалось, с «т» на «р» очень легко язычок переставляется. Через месяц начала речи буква «р» у нас была и сразу была чистая (не гортанная).

« mona_81: Мы голос каждого животного изображаем. Ну, знаете: собачка — ав-ав, киска — мяу. Сказала пару раз, как лев делает (ррр), доча стала повторять.

Развитая моторика и артикуляция, правильное дыхание, хороший слух, зрительный контакт и понимание — все это помогает сформировать полноценную речь ребенка.

18.10.2011
Подборку составила Сибмамуля

Развитие речи

Вопрос, когда ребенок начинает говорить, волнует практически всех родителей. Ведь мамы и папы с огромным нетерпением ждут, когда же их малыш заговорит, скажет им, что он хочет, что его расстроило, чему рад или что ему нравится. К сожалению, ответить на вопрос, во сколько он начнет говорить, довольно сложно, поскольку просто нет специального «календаря речи». Ни один врач не может точно сказать, когда нетерпеливые родители услышат первые слова своего малыша. Это все индивидуально, развитие речевого аппарата происходит от особенности организма воспринимать информацию, от психики и способности к размышлению.

Иногда случается так, что ребенок молчит до 3 лет, хотя родители и близкие родственники очень старались участвовать в развитии его речи. Бывает и наоборот, уже в год болтает без умолку, тем самым удивляя родственников.

Считается, что спокойные малыши начинают говорить раньше своих более активных сверстников. Есть мнение, что девочки начинают болтать раньше, в отличие мальчиков.

Этапы развития речи

Развитие речиРамки «речевого возраста» довольно широки — от 8 месяцев до 3 лет. Ребенок в 3 месяца жизни начинает гулить, когда родители общаются с ним. Они могут отчетливо слышать буквы: «а», «у», «к», «г», «н». В 7 месяцев в речи грудничка появляются звуки «ма», «ба», «га», «да». В 8-10 месяцев некоторые уже говорят слогами «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

К году большинство детей произносят разнообразные звуки и слова, состоящие из несколько букв — «дай», «на», «мама», «папа», «баба». Некоторые неврологи считают, что годовалый ребенок должен знать и произносить около 10 простых слов, но, конечно же, на практике такое явление очень редкое. Родителям стоит беспокоиться, если в год он только лепечет, при этом отсутствует интонация голоса, а также, если не может соотносить слова с предметами либо действиями.

В 1,5 года в речи малыша появляются упрощенные слова, которые он пытается повторить за взрослыми. Конечно, в этом возрасте полностью сказать определенное слово у него не получается, и он произносит только первый либо последний слог.

К 2 годам словарный запас детей значительно пополняется. Они уже осознанно произносят упрощенные слова, состоящие из 3 слогов. Если этого не происходит, следует обратиться за советом к неврологу, логопеду.

К 3 годам словарный запас ребенка включает около 800-1000 слов. Он говорит предложениями, может пересказать любимую сказку, проанализировать бытовую ситуацию, рассказать, чем занимался весь день. Он задает кучу вопросов, на которые родители должны доступно и подробно давать ответы.

Рекомендации

Развитие речиФормирование речи ребенка напрямую зависит от развития головного мозга. Важно, чтобы он как можно чаще общался со взрослыми, иначе процесс развития речевого аппарата будет длительным.

  • Как можно больше разговаривайте с малышом, читайте детские сказки, стишки, пойте песенки, потешки. Слушая речь родителей и близких, ребенок пополняет свой пассивный словарь.
  • На прогулке постоянно показывайте, называйте предметы, которые встречаются по дороге — «вон там поехала синяя машина», «смотри, какая маленькая птичка» и т.д.
  • Общаясь с малышом, используйте короткие предложения, длинные он проигнорирует.
  • Не сюсюкайте с ребенком, речь должна быть правильной, внятной. Однако можно называть предметы двумя названиями, к примеру, машина — би-би или котик — мяу. Так сначала малыш сможет использовать слово, которое легче произносится, а чуть позже он перейдет к полному слову.
  • Развивайте мелкую моторику, ведь она связана с речью. Перебирайте вместе крупу, лепите, рисуйте, нанизывайте бусины. Подойдут любые занятия, в которых участвуют руки, даже полезно просто мять и рвать бумагу.

Не стоит предугадывать желания ребенка, выполняя их с первого же жеста. Это лишает его мотивации использовать речь, ведь зачем учиться говорить, если достаточно показать пальчиком и желаемая вещь уже в руке.

Почему ребенок не говорит

Развитие речиВстречаются дети молчуны, которые не разговаривают до определенного возраста. Только к 3 годам родители начинают слышать первые слова малыша, а спустя несколько недель он уже произносит предложения.

Если в 3 года малыш не говорит и даже не пытается, то обязательно нужно искать причину молчания. Возможно проблема стоит в задержке речевого развития, нарушении слуха, нервной системы, недостаточно развитой мелкой моторики, отсутствии мотивации к разговору.

Итак, однозначного ответа на вопрос, когда ребенок начинает говорить первые слова, не существует. Каждый малыш индивидуален, одни начинают говорить раньше, другие — позже. Если у малыша присутствуют какие-либо затормаживания в процессе развития речи, то рекомендуется обратиться к врачам (невропатологу, логопеду, психологу) для проведения комплексного обследования.

Ссылка на основную публикацию