Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

    малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

    Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

3. Обратиться к неврологу.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

    Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

    Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Семейные психологи уверены , что говорить с детьми про секс не только можно , но и нужно. Причем не тогда , когда им исполнится 16 , а уже с трех лет , пишет 161.ru.

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

Ольга Борисова , клинический психолог , которая уже 20 лет работает с подростками , рассказала , как сделать это правильно , в каком возрасте и о чем можно говорить с детьми , а также объяснила , чем рискуют родители , решившие промолчать.

«Да моему еще рано. Зачем это трехлетке?» или «Ну мой же не спрашивает , значит , и я промолчу. Значит , здоровее будет , а дальше сам разберется» — самые опасные мысли , которые могут возникнуть в голове у родителя. Так считает Ольга Борисова. — Это такая значимая тема для любого человека , чтобы быть гармоничным с собой и счастливым. И когда вы не разговариваете со своим ребенком об этом , между вами формируется дистанция , и потом у вашего ребенка в голове родятся такие же фантомы».

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

Как говорить про секс правильно

1. Это не лекция. Не начинайте с ребенком разговор со слов: «Садись , сын , сейчас я буду рассказывать тебе про секс».

2. Справьтесь со своим стыдом. Если вам неловко , это ваши проблемы , которые вы сами должны проработать , а не транслировать на ребенка.

3. Не лгите. Не говорите про то , что детей приносит аист или их находят в капусте. Ребенку страшно от незнания , а страх очень быстро улетучивается , когда приходит информирование.

«Вы можете брать паузу. Например , ребенок задал вопрос , а вы не знаете ответа на него. Можно сказать: «Слушай , здорово , что ты задаешь мне этот вопрос. Но я не знаю , давай вместе прочитаем в книге и узнаем», — дает совет эксперт.

4. Не демонстрируйте активные эмоции. Это тоже немного к разговору о стеснении.

«Любые ваши ужимочки и усмешки будут порождать в ребенке соответствующие чувства», — предупреждает психолог.

5. Говорите научным языком.

«Нужно называть вещи своими именами , половые органы называть в разговоре пенис и вагина. Лучше говорить научным языком», — говорит Ольга Борисова.

6. Благодарите ребенка за готовность говорить с вами на эту тему. Чем откровеннее и спокойнее вы будете , тем больше доверия будет в семье. И не только в разговорах про секс.

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

В каком возрасте и о чем говорить можно и нужно

2−3 года

Это возраст , когда без всякого стыда нужно называть вещи своими именами: вот это у тебя ухо , это живот , а это пенис. Никаких «волшебных палочек» и «кисок». Ребенок может уже спрашивать о том , как он появился , но технические детали тут его совершенно не интересуют.

«Вы можете совершенно спокойно говорить: «Папино семечко попало в мамин животик , ты жил в животике , а потом ты родился , мы были очень рады и начали тебя любить». Собственно , он вопрос этот мог и затевать ради того , чтобы услышать , что его любят», — говорит Ольга Борисова.

Весь этот набор специальных слов для описания половых органов только вредит восприятию информации ребенком

3−4 года

Три года — это возраст , когда ребенок должен понять слово «граница» и познакомиться со словом «нет». И именно в этом возрасте ребенок навсегда покидает родительскую кровать. Он может с вами поваляться в кровати , но он уже должен понимать , что такое его кроватка.

В этом же возрасте ребенок должен узнать про «правило трусиков», суть которого в том , чтобы донести до ребенка , что к нему больше не может прикасаться никто из посторонних взрослых — в редких случаях мама и только врач в присутствии мамы.

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

6−7 лет

Если в возрасте между 6 и 7 годами ваш ребенок не спрашивает вас про секс , надо насторожиться. Это значит , что он эту информацию уже где-то получает , и она может быть отрицательно перегружена.

9−11 лет

В этом возрасте самое главное — рассказать ребенку о том , какие изменения скоро произойдут в их телах: с девочками — про рост груди и менструацию , с мальчиками — про эрекцию. Нужно дать понять ребенку , что все это норма , чтобы , когда изменения начнут происходить , они не вызывали в нем стыда и не пугали.

12−14 лет

«В нашей стране считается , что средний возраст вступления в половые связи — 16 лет. Я как практикующий психолог считаю , что эта цифра очень сильно завышена , даже если родителям не хочется в это верить. По мне , так средний возраст — это 14 лет. Во всяком случае , поцелуи и петтинг точно присутствуют в жизни наших детей в 14 лет», — уверена специалист по работе с подростками.

В этом возрасте важно и нужно говорить о сексе , способах контрацепции , мастурбации и даже порнографии.

16 лет

Вот в этом возрасте от подростка уже нужно просто отстать. Он уже знает все , что нужно , а если вопросы у него возникнут — придет с ними сам.

Если до достижения подростком вы все сделали правильно , он сам будет обращаться к вам с вопросами. А вот вы в его личную жизнь лучше не лезьте.

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

Как наверстать упущенное

«В 12 лет ребенок знает про секс практически всё. Во всяком случае то , что его интересовало, — уверена психолог. — Последняя точка входа , когда еще можно говорить с ребенком о сексе , когда можно безболезненно впрыгнуть в последний вагон, — это возраст 7−9 лет».

Если вы упустили этот момент , но хотите исправить ситуацию и сблизиться с ребенком , шанс есть. Подойдите и извинитесь за то , что не поступали правильно. Главное — спокойным тоном и искренне.

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Ссылка на основную публикацию