С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Уже с первого года обучения в школе учителя проводят проверки техники чтения. Оценки ставятся на основании нормативов, регулирующих то, сколько слов в минуту должен читать ребенок в 1-4 классе. Но далеко не всегда ученикам удается показывать хорошие результаты, так как их навыки чтения часто оставляют желать лучшего. Как родители могут повлиять на эту ситуацию и улучшить умение своего ребенка работать с текстом?

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Навыки чтения учеников первого класса

Дошкольное развитие является важным этапом в жизни ребенка. Чтобы подготовить малыша к дальнейшему обучению в первом классе, родители стараются заранее привить ему различные базовые навыки, одним из которых можно назвать чтение книг. И хотя умение распознавать символы и воспроизводить слоги, слова и целые предложения не является обязательным для зачисления в начальную школу, оно дает массу преимуществ будущему первокласснику.

Уже с первых дней учебы в первом классе ребенок столкнется с непривычной нагрузкой. Ему придется в достаточно быстром темпе привыкать к школьным будням: выполнять разнообразные задания в школе и дома, изучать книги, осваивать новые темы. Чем лучше будут начальные навыки ребенка, тем легче он будет справляться с этими и другими повседневными задачами. Поэтому тренировку навыка чтения нужно начинать еще до школы, чтобы подготовить малыша к учебе заранее.

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Техника чтения в 1-4 классах – нормативы

В первом классе оценки не ставятся, чтобы не отбить у детей желание учиться. Но все же у педагогов имеются определенные критерии, по которым можно оценить степень подготовки каждого ученика. Чтобы узнать, насколько хорошо ребенок читает, учителя проверяют технику чтения. Для этого они выбирают простой текст с минимальным количеством сложных слов и предлагают первокласснику прочесть его на скорость в течение одной минуты. Чем больше успел прочитать ученик, тем выше будет его оценка.

Так сколько слов должен читать ребенок за 60 секунд? В зависимости от того, в каком классе начальной школы учатся дети, нормативы различаются:

  • в первом классе отличным результатом считается чтение от 25-30 слов в минуту.
  • во втором классе от 40-50 слов.
  • во третьем классе на пятерку нужно прочитать 65-75 и более слов.
  • а в четвертом классе от 85-95 слов в минуту.

Приведенные выше нормативы являются лишь рекомендательными. На самом деле те дети, которые заранее готовились к школе, уже к концу первого года обучения могут демонстрировать более высокие результаты, а именно читать от 80-90 слов в минуту. Во многом их успехи зависят от того, насколько правильно дети обучались чтению.

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Особенности обучения чтению детей

Одна из основных целей обучения чтению – привитие детям интереса к книгам. Учителя отмечают, что школьники, которые с удовольствием знакомятся с литературными произведениями, пишут и говорят более грамотно. Они интуитивно запоминают написание ранее незнакомых слов, а потому диктанты и контрольные работы по родному языку не вызывают у них особых трудностей. Так чтение книг существенно упрощает изучение самых разных школьных дисциплин.

Прививать любовь к книгам нужно с детства. Для этого родители должны регулярно знакомить малышей со сказками и рассказами, учить их пересказывать текст, анализировать поступки главных героев, выражать собственные мысли от прослушивания каждого произведения. Все это станет отличной базой для дальнейшего обучения грамоте.

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Обучение чтению – основные рекомендации

Далеко не в каждом возрасте допустимо учить ребенка читать. У маленьких детей мозг еще не приспособлен для распознавания и запоминания букв и цифр. Но примерно к 5 годам ситуация меняется, и именно в этом возрасте специалисты рекомендуют начинать обучать ребенка грамоте. Также необходимо учитывать и другие факторы, которые говорят о готовности или неготовности приступать к занятиям:

  • развитая устная речь и отсутствие речевых дефектов. Чтобы начать заниматься, малыш должен уметь составлять связные предложения, понятно изъясняться.
  • умение концентрироваться на одном занятии. Чтение книг – это тот процесс, который требует внимания, поэтому малыш должен уметь продолжительное время заниматься каким-либо одним видом деятельности – рисованием, лепкой.
  • Хорошая память. Ребенок должен уметь рассказывать о событиях, которые с ним произошли, кратко пересказывать сюжеты ранее просмотренных мультфильмов или прослушанных сказок.

Обладая перечисленными навыками, малыш может приступать к обучению чтению. Задолго до того, как ребенок самостоятельно начнет читать книги, он должен последовательно изучить и закрепить звуковой, буквенный, слоговой и пословный этапы. Если уделить недостаточно внимания любому из них, то впоследствии это может сказаться и на скорости чтения, и на степени понимания прочитанного. Но в домашних условиях бывает сложно следовать определенной программе занятий, поэтому родители все чаще отдают детей на специальные курсы, которые позволяют научиться читать правильно.

Важно чтобы обучение чтению велось по проверенной временем методике, которая доказала свою эффективность. Тогда и дошкольники, и ученики младших классов смогут пройти все этапы изучения основ грамоты и быстро перейдут к беглому чтению. Полученные навыки станут отличном подспорьем для дальнейшей учебы в школе.

Ирина Гопанкова
Ориентировочные нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС

Техника чтения в 1 классе

1 полугодие Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

2 полугодие Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения — 30- 40 слов в минуту.

Техника чтения во 2 классе

1 полугодие Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение. Темп чтения — 40-50 слов в минуту.

2 полугодие Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.

Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

Техника чтения в 3 классе

1 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста. Темп чтения — 60-70 слов в минуту.

2 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

Техника чтения в 4 классе

1 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста. Темп чтения — 60-70 слов в минуту.

2 полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

Прикреплённые файлы:

normy-tehniki-chtenija-v-nachalnyh-klasah-po-fgos_m6csp.pptx | 233,19 Кб

С какой скоростью должны читать дети в первом классеАнализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Консультация для родителей «Нормы развития речи и моторики у детей от 0 до 3 лет» Как помочь ребенку заговорить? Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост — уже давно установлено,.

Консультация для родителей «Возрастные нормы развития детей 4–5 лет» Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о.

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста Речевые трудности у детей 1. Ребёнок не говорит совсем. ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА – НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ – ЭТО СИГНАЛ О РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ.

Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах Ибатулина Е. А. Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах Начальный курс математики.

С какой скоростью должны читать дети в первом классеПраздник в начальных классах «Художница Осень» Цели: Создать условия для развития коммуникативных способностей школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной.

Возрастные нормы речевого развития детей Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок.

Сколько слов в минуту должен читать первоклассник по ФГОС, нормативы с 2018 года

Техника чтения в 1-ых классах по ФГОС, количество слов в минуту

Количество слов в минуту, которые должен читать ребенок в первом классе зависит от полугодия.

В первом полугодии нормой считается 25 — 30 слов в минуту.

Во втором полугодии — 30 — 40 слов в минуту.

При этом слова должны читаться ребенком правильно, четко, с проговариванием слогов.

Как известно, в первом классе оценки не ставят, поэтому проверяя технику чтения, результат вывешивается в классе для ознакомления родителями или самими детьми. И это очень правильно. Этот список на мой взгляд как бы своеобразный стимул для детей, которые не совсем бегло читают (ведь каждый отстающий в чтении хочет догнать одноклассника, который в начале списка).

Мы не стали ребенка учить читать до школы, пошел в первый класс, не умея читать. Проблем с чтением не было, кроме смешных случаев, когда ребенок не правильно ставил ударения, но это помешало сдать технику чтения на 5 в конце года. По ФГОС в конце первого класса ребенок должен бегло и с пониманием читать 40 слов в минуту, это оценка 5.

В 1-ом классе в первой четверти минимальное количество слов в 1 минуту в конце 1-о четверти 10 слов. Если читаем меньше 10 слов, проблему нужно срочно решать. Медленное чтение мешает понимать прочитанное и ребенок теряет время на осмысление текста, нужно дополнительно позаниматься на летних каникулах

Всем родителям еще со школьной скамьи знакома проверка техники чтения. Им хочется подготовить ребенка к начальной школе, ведь это сделает адаптацию малыша к новой обстановке проще. По этой причине многие задаются вопросом: сколько слов должен читать ребенок на пятерку в первом классе? Должен ли малыш уметь читать к школе?

Скорость чтения в первом классе

Несмотря на то, что официально ребенок при поступлении в 1 класс не обязан уметь читать, родители стремятся дать ему хорошую образовательную базу к школе. И это неудивительно, ведь читающий малыш легче адаптируется к учебной программе. У обученных чтению детей обычно не возникает проблем с такими предметами, как литература и русский язык.

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Однако не стоит слепо следовать тенденциям. Слишком раннее начало обучения грамоте может навредить малышу. Психологи не рекомендуют начинать обучение чтению раньше пяти лет.

Также стоит учесть то, что скорость чтения – не самое главное. Важнее то, как хорошо ребенок может понимать текст, запоминать и пересказывать прочитанное. Без этих навыков быстрое чтение становится бесполезным, так как его невозможно применить на практике. Поэтому сначала необходимо научить детей вдумчиво знакомиться с текстом, а уже потом работать над скоростью. Учитывайте рекомендации специалистов перед тем, как приступать к занятиям, чтобы не допустить пробелов и ошибок в обучении.

Нормативы по технике чтения 1-4 классы

Не каждый текст подходит для проверки техники чтения. Он не должен иметь в своем составе много длинных или незнакомых для ребенка слов. Текст должен относиться к художественной литературе, быть максимально простым.

Для учеников начальной школы существуют следующие нормативы проверки техники чтения (все данные приведены на конец второго полугодия учебного года):

  • 1 класс – 25-30 слов в минуту
  • 2 класс – 40-50 слов в минуту
  • 3 класс – 65-75 слов в минуту
  • 4 класс – 85-95 слов в минуту.

Приведенные выше показатели соответствуют удовлетворительной оценке, иными словами результат хорошо подготовленного ученика может быть намного выше. Например, первоклассник, умеющий бегло читать к началу обучения, сможет читать текст со скоростью от 80 слов в минуту к концу второго полугодия.

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Средняя скорость чтения взрослых – 150-200 слов за 60 секунд, а усердно занимающийся ученик может развить скорость ознакомления с текстом до 1000 слов в минуту. Ведь правильный подход к обучению позволяет достичь поразительных результатов.

На что обратить внимание при обучении детей

Конечно, развитие скорости чтения полезно, но для ребенка оно является не единственным показателем хорошей подготовки. Не менее важным считается умение читать текст осмысленно, запоминать прочитанное.

Целью многих педагогов и родителей является воспитание в ребенке любви к чтению, а это не возможно без умения хорошо читать и воспринимать смысл. Недостаточно хорошо развитый навык запоминания прочитанного приводит к тому, что у ребенка не получается заинтересоваться литературой, и он отдает предпочтение просмотру мультфильмов. Важно подобрать правильный подход к малышу.

Каждый ребенок индивидуален, но есть ряд общих рекомендаций, на которые нужно обратить внимание при обучении малыша чтению:

  • Нужно учить постепенно. С самых ранних лет читайте малышу книги, прививайте ему интерес к литературе.
  • Не используйте книги, как рычаг давления на ребенка – это может отбить у него интерес, чтение будет восприниматься им, как работа, а не как досуг.
  • Учитывайте вкусы ребенка и его возраст. Это позволит подбирать такую литературу для ознакомления, которая будет нравиться малышу, будет ему понятна.
  • Подавайте хороший пример. Ребенок, который с детства видит, что родители интересуются литературой, охотнее сам будет читать.
  • Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Ребенок будет развивать усидчивость, концентрацию и память, интересно проводя время с родителями.
  • Обучайте в форме игры. Так ребенок охотнее будет заниматься, не потеряет интерес в процессе.

Обучение чтению – рекомендации специалистов

Важно учитывать особенности детского интеллекта, чтобы понять, когда можно приступать к обучению чтению. Ограничивающим фактором является возраст – специалисты не рекомендуют начинать обучение детей, если ребенок младше 5 лет. Это обусловлено особенностями развития детской психики: она просто не готова для восприятия текстовой информации в более раннем возрасте. Помимо этого, стоит учесть лексические навыки, которыми должен обладать малыш для того, чтобы приступить к занятиям:

  • уметь составлять предложения, рассказывать;
  • обладать связанной и понятной речью без логопедических дефектов;
  • сохранять концентрацию внимания (возможность определенное время заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь от него);
  • уметь пересказывать увиденное, делиться впечатлениями.

Если развитие и возраст соответствуют рекомендациям, то можно приступать к занятиям. Важно выбрать правильную методику обучения, программа должна быть выстроена последовательно.

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Первостепенно ребенок должен изучить буквы и соответствующие им звуки, затем начать изучать слоги. Освоив слоговое чтение, плавно перейти к чтению слов целиком, фраз, а затем уже и предложений. Если уделить недостаточное внимание любому из этих периодов, то впоследствии это может привести к трудностям, например, упустив звуковой этап, у малыша не будет получаться делать фонетический разбор слова. Также неправильный подход к обучению влечет за собой трудный переход к беглому чтению.

Изучать грамоту можно и дома, но лучше доверить обучение ребенка чтению центрам дополнительного образования. Это позволит получить комплексный подход к занятиям под руководством профессионалов, подготовит к обучению в начальной школе.

Помните, что навыки чтения можно развить и улучшить. Интерес к литературе привить гораздо сложнее, но усилия родителей и педагогов стоят того, чтобы ребенок полюбил книги.

Автор: Юрий Окунев

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.

Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения. Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок.

Какой текст выбрать?

При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.

Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.

Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.

Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:

  • В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
  • Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
  • Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
  • Отсутствие диалогов;
  • Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
  • Без рисунков;
  • Содержание должно быть понятно ребенку.

Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.

Подготовьте секундомер или песочные часы.

Далее расскажу, как проверить технику чтения.

Сеанс проверки техники чтения

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.

Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.

Закончили читать. Теперь пусть проверяемый ответит на несколько вопросов по тексту типа «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Наша цель – выяснить, понял ли он прочитанное.

Считаем слова

Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:

  • Предлоги и союзы также подсчитываем;
  • Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
  • Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.

Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.

Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.

Нормы техники чтения в начальных классах

В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.

Правильно ставим ударения.

Чтение с выражением.

Чтение с выражением.

Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.

Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой , а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать» . Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.

Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.

Какой текст выбрать?

При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.

Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.

Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.

Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:

В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
Отсутствие диалогов;
Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
Без рисунков;
Содержание должно быть понятно ребенку.
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.

Подготовьте секундомер или песочные часы!

Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.

Закончили читать. Теперь пусть проверяемый ответит на несколько вопросов по тексту типа «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Наша цель – выяснить, понял ли он прочитанное.

Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:

Предлоги и союзы также подсчитываем;
Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.

Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.

Нормы техники чтения в начальных классах

Читаем по слогам

В начале года
Правильно ставим ударения.
По слогам читаем только большие слова

К концу года:
Читаем целыми словами, соблюдаем ударения и паузы.

В начале года:
Осознанное чтение.
Ударения, интонации.

Чтение с выражением.
Пересказ содержания.

В начале года:
Осмысление прочитанного.
Своя точка зрения.

К концу года :
Чтение с выражением.
Анализ и свое личное отношение к прочитанному.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) на сегодняшний день особое внимание уделяет сформированности у выпускников начальной школы навыка быстро и осознанно читать.

Однако, ФГОС не дает четких нормативов. Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов.

Техника чтения состоит из следующих компонентов:

  • темп чтения (скорость – количество слов, прочитанных за минуту);
  • способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами);
  • правильность (безошибочность, т.е. без повторов, замен букв, пропуска и др);
  • выразительность (интонационные паузы, постановка ударений и др.);
  • осознанность (понимание прочитанного).

С какой скоростью должны читать дети в первом классе

Ориентировочный темп чтения дан ФГОС на конец 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать текст про себя со скоростью 100-120 слов в минуту» [Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012]

Перед учителями встает вопрос каким образом проверять технику чтения и какие тексты подбирать?

Требования к текстам для оценки скорости чтения:

  1. Иметь воспитательную/образовательную ценность;
  2. Учитывать интересы и возрастные особенности младших школьников;
  3. Соответствовать определенному объему;
  4. Иметь ярко выраженный сюжет;
  5. Быть незнаком учащимся (не использовался ранее);
  6. Расположен на одной странице;
  7. Не содержать иллюстрации.

Что учитывается при проверке техники чтения по классам

В 1 классе отметки не ставятся, но контроль будет проводиться, чтобы увидеть динамику развития читательского навыка. Делается это в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце учебного года (май).

Способ чтения в 1 классе – слоговой, в последующих – словами.

При подсчете слов (темпа чтения) учитываются все самостоятельные и несамостоятельные части речи (предлоги, союзы)

Во 2-4 классах контроль проводится 5 раз в год: начало года, по четвертям. Важно учитывать не только темп чтения, но и другие показатели: осознанность, правильность, способ чтения.

К концу 4 класса ученик должен читать со скоростью, доступной для понимания смысла текста, движений речевого аппарата ученика. Без этого навыка учиться в 5 классе будет сложно.

ФГОС о нормах чтения

Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Техника чтения

Что понимают под техникой чтения?
Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) — скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения

предполагает понимание читающим:

значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по технике чтения

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более двух);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

• монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношенияслов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Выразительность чтения

проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико — грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Характеристика чтения:

Скорость (темп) чтения

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту .

Показатели по скорости чтения в начальных классах

Входной контроль

I полугодие

II полугодие

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Аннотация: На днях российская начальная школа была признана лучшей в мире по исследованиям PIRLS

Статья:

На днях российская начальная школа была признана лучшей в мире по исследованиям PIRLS. В том числе ребята оказались лучшими по читательской грамотности. Какие же на сегодняшний день есть нормативы техники чтения в начальной школе? И на что еще, кроме скорости, обращает внимание учитель, проверяя технику чтения?

Нормы скорости чтения для начальной школы (1-4 класс)

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 кл.

«2» — меньше 10 слов

«5» — больше 25 слов

«2» — меньше 20 слов

«5» — больше 40 слов

«2» — меньше 25 слов

«5» — больше 45 слов

2 кл.

«2» — меньше 25 слов

«3» — 25 – 34 слова

«5» — больше 45 слов

«2» — меньше 25 слов

«5» — больше 55 слов

«2» — меньше 35 слов

«5» — больше 65 слов

«2» — меньше 40 слов

«5» — больше 70 слов

3 кл.

«2» — меньше 40 слов

«5» — больше 70 слов

«2» — меньше 45 слов

«5» — больше 75 слов

«2» — меньше 55 слов

«5» — больше 85 слов

«2» — меньше 60 слов

«5» — больше 90 слов

4 кл.

«2» — меньше 65 слов

«5» — больше 90 слов

«2» — меньше 70 слов

«5» — больше 100 слов

«2» — меньше 80 слов

«5» — больше 110 слов

«2» — меньше 90 слов

«5» — больше 120 слов

В первом классе в первом полугодии обычно техника чтения не проводится. Оценки в первом классе не выставляются, в таблице они даны для ориентира.

Параметры техники чтения для начальной школы (1-4 класс)

1 класс: техника чтения

На конец второго полугодия чтение должно быть осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам.

2 класс: техника чтения

  • на конец 1 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.

  • на конец 2 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 класс: техника чтения

  • на конец 1 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

  • на конец 2 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

4 класс: техника чтения

  • на конец 1 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

  • на конец 2 полугодия

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Что нужно знать о технике чтения

  • Как проверить осознанность чтения?

Проверяется простым вопросом: о чем ты сейчас прочитал? Ребенок должен ответить в двух словах. И вы поймете, насколько он осознал смысл прочитанного.

  • Что такое проверка «способа чтения»?

Проверяется, как читает ребенок: читает по слогам или целиком слово, гладко или запинается.

  • Что такое выразительность чтения?

Проверяется интонация ребенка, осознает ли он то, что читает.

  • Как улучшить технику чтения ребенку?

Просите его читать вслух каждый день по 10-30 минут (в зависимости от класса) и обязательно просите пересказать прочитанное.

Ссылка на основную публикацию